Водитель при оплате поездки наличными деньгами или банковской платежной карточкой обязан выдать пассажиру платежный документ (чек), получив который пассажир понимает, что его деньги не прошли мимо кассы перевозчика и с этой суммы будут уплачены налоги.
Чек не только подтверждает оплату за приобретенные услуги такси, но и гарантирует защиту прав пострадавшего при наступлении страхового случая (факт причинения вреда жизни, здоровью пассажира и (или) утраты, недостачи или повреждения (порчи) его багажа при осуществлении посадки, перевозки, высадки пассажира или погрузки, перевозки либо выгрузки багажа).
При посадке в автомобиль-такси перед расчетом наличными денежными средствами пассажиру следует убедиться, что автомобиль оборудован программной кассой для такси или кассовым суммирующим аппаратом, совмещенным с таксометром (кассовым оборудованием).
При отказе водителя выдать чек при получении от пассажира оплаты наличными средствами за поездку пассажир может оставить свое обращение о нарушении порядка приема наличных денежных средств посредством системы «обращения.бел» либо совершить звонок в телефонную справочную систему налоговых органов «Контакт-центр».
Справочно: доступ к «Контакт-центру» налоговых органов организован по единому телефонному номеру 189 для всех операторов связи, либо по номеру 8 (017) 229-79-79.
Пассажир также вправе в указанном порядке информировать налоговые органы о правонарушениях в следующих случаях:
• отсутствия информации о перевозчике, водителе, автомобиле в реестре;
• не включения, неисправности кассового оборудования;
• несоответствия размеров произведенной оплаты стоимости указанной в чеке поездки;
• отсутствия в чеке предусмотренных реквизитов (наименование автомобильного перевозчика, УНП, государственный номер автомобиля, дата и время начала и окончания услуги, общая стоимость услуг, уникальный идентификатор (24 буквенно-цифровых символа и QR-код), иная информация).
При совершении поездки в такси с неисправным или выключенным кассовым оборудованием пассажир, если отсутствует возможность получения чека, имеет право не оплачивать поездку!
В случае возникновения конфликтной ситуации и при наличии со стороны водителя угрозы причинения вреда жизни или здоровью пассажиру рекомендуется осуществить бесплатный звонок по короткому номеру 102 и сообщить о противоправном поведении водителя автомобиля-такси.
Кроме того, можно проверить добросовестность автомобильного перевозчика и уточнить нахождение как водителя, так и автомобиля в «Реестре автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении», пройдя по ссылке: https://reestr.mtkrbti.by.
Справочно: в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь oт 25.01.2024 года №32 «Об автомобильных перевозках пассажиров» введен государственный информационный ресурс «Реестр». В него включаются сведения об автомобильных перевозчиках, транспортных средствах, о водителях транспортных средств, диспетчерах автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении, о диспетчерах такси