Непослушание, импульсивность, чрезмерная подвижность, невнимательность у детей, с которыми часто сталкиваются родители, — не всегда результат воспитания.

О синдроме дефицита внимания и гиперактивности есть много информации в разных источниках, запутаться в ней может любой родитель. Ее разнообразие порождает мифы и толки. Постараемся во всем разобраться с помощью педагога-психолога Бешенковичского центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Светланы Ткаченок.
?— Светлана Викторовна, СДВГ— это просто набор симптомов, особенностей поведения, который можно встретить у любого подвижного ребенка?
— Нет, название не совсем точно отражает суть. В медицине синдром — это совокупность симптомов. Один и тот же синдром может проявляться при разных заболеваниях. А синдром дефицита внимания и гиперактивность — это именно болезнь, имеющая в Международной классификации болезней определенный шифр. Соответственно, у любого ребенка ее встретить нельзя. Диагноз может поставить только врач-невролог или психиатр. И уж тем более постарайтесь не приклеивать заранее своему ребенку «ярлык» и рассказывать всем окружающим об этом: «Он у меня такой гиперактивный!» Ведь детям может быть просто обидно слышать о своей нестандартности от самых близких людей. К тому же они многие вещи воспринимают буквально и подсознательно стремятся оправдать ожидания своих родителей.
?— Может ли врач, осмотрев ребенка и увидев особенности его поведения, сразу поставить диагноз и назначить медикаментозное лечение?
— Нет, для этого необходимо длительное наблюдение, иногда несколько месяцев, возможно назначение специальных исследований. Связано это с тем, что сам по себе СДВГ бывает довольно редко, зачастую заболевание сочетается с различными другими психическими или неврологическими расстройствами детского возраста. Медикаментозное лечение назначается только после установления точного диагноза и по индивидуальным показаниям.
?— СДВГ можно вылечить таблетками?
— Не так все просто, одна медицина не поможет. Проблема мультидисциплинарная, био-психо-социальная, для ее решения необходимо привлечение специалистов — психологов, педагогов, логопедов, учителей-дефектологов, тренеров и других. Только комплексные меры, направленные и на биологическую коррекцию, и на изменение взаимоотношений с ребенком ближайшего окружения, и на развитие его эмоционально-личностной сферы, смогут принести в отдаленном времени результаты.
?— Правильно ли считать, что синдром дефицита внимания и гиперактивности может быть только у дошкольников и младших школьников, что вот станет ребенок старше, и «все пройдет»?
— Верно только отчасти. Да, действительно, очевидное проявление — гиперактивность — с годами снижается и к окончанию подросткового возраста практически сходит на нет. Но дефицит внимания, импульсивность, эмоциональные нарушения никуда не исчезают, если их не корректировать с раннего детства. Из-за этого, став взрослее, такие люди больше подвержены риску несчастных случаев, ДТП, стать зависимыми от алкоголя, наркотиков, попасть в дурную компанию. У них могут быть конфликты на работе, дома, частая смена партнеров, разводы и т. п. Жить рядом с таким человеком непросто…
?— СДВГ у мальчиков встречается чаще?
— Да, из 5-10% детей от общей популяции, страдающих этим расстройством, мальчиков больше, чем девочек. Зато у девочек чаще встречается менее заметная окружающим форма этого заболевания: СДВ — синдром дефицита внимания без гиперактивности. Правда, им от этого не легче: поведение в норме, а вот с учебой могут быть сложности.
?— Расстройство передается по наследству?
— Не совсем. Скорее играет роль предрасположенность к этому расстройству. Но СДВГ не наследуется, и это не генетическое заболевание.
— Многие считают, что такие дети не больны, а просто дурно воспитаны…
— Нет, дело не только в воспитании. СДВГ все-таки болезнь. Но учитывая этот факт, родителям необходимо прикладывать большие усилия, чтобы подобрать специальные воспитательные, обучающие приемы, подходящие именно их ребенку и действительно «работающие». Это длительный, кропотливый труд, дающий эффект не сразу. Необходимо понимать, что родители, школьные учителя, столкнувшиеся с этой проблемой, часто испытывают невыносимо тяжелые чувства беспомощности, собственной несостоятельности, вины, стыда, злобы, даже агрессии к ребенку. Им самим подчас нужна помощь и поддержка.
А дети при этом вовсе «не бесчувственные, не злые и не агрессивные». Они сильно переживают свои неудачи в играх, в общении с ровесниками, в учебе. Часто дерутся, дерзят, оговариваются, вмешиваются туда, где их не просят, не могут дождаться своей очереди, не умеют проигрывать. Но все это не от злобы и дурных намерений, а из-за несовершенства эмоциональной и волевой сфер, повышенной импульсивности. Их необходимо обучать специальным приемам выражения агрессивных реакций социально допустимыми способами.
?— Правда ли, что гиперактивные дети более выносливы и не чувствуют усталости, имеют меньшую потребность во сне?
— Со стороны так может показаться. Но это происходит из-за перевозбуждения участков коры головного мозга, торможение не включается. Ребенок и рад бы остановиться, да не может, уже и организм на пределе, а он все скачет. Истощение нервной системы порождает еще большую внешнюю, иногда совершенно бессмысленную, активность. Вот почему так важно нацеливать детей на соблюдение строгого режима дня, достаточно спать, вовремя есть, чередовать подвижные виды деятельности и спокойные.
?— А что с учебой?
— При правильной организации учебного процесса такие дети могут проявить все свои способности и прекрасно справляться с учебой, ведь мышление у них сохранено, и интеллект может быть очень высоким. Родителям необходимо устанавливать контакт с учителями, контролировать выполнение домашних заданий. Если ребенок «пропустил мимо ушей» новую тему, не ругать, а вместе с ним попробовать ее разобрать еще раз. Для этого можно использовать дробную подачу материала, небольшими частями, с необходимым количеством повторений, с подключением мнемонических техник. Конечно, это дополнительная нагрузка, но кто обещал, что растить детей легко?
Лариса ПАВЛОВСКАЯ.




