Дорога смерти шла через Бочейково

Письмо в газету

Начало войны


Старожилы рассказывали, что в один из первых июльских дней 1941 года несколько мощных немецких мотоциклов ворвались в местечко, не встретив никакого сопротивления. Эта была разведка. На почте немцы обрезали связь, все коммуникации, сбили огромные замки на солевом складе (сейчас на этом месте находится отделение связи). Не слезая с мотоциклов, выпили с горла по бутылке шнапса, проверили, цел ли мост, и укатили в сторону Лепеля. На следующий день началось наступление основных сил на Витебск через Бочейково.
  Соль бочейковцы хватали вёдрами, мешками. Неизвестно было, сколько лет продлится война. За стратегическим продуктом приезжали из самых отдалённых  деревень. Так началась оккупация Бочейково и окрестных деревень, которая длилась до июня 1944 года.


«Бочейковский встречный  бой»


Лет 15-20 назад о нём было почти ничего неизвестно. Подробное описание этого боя в начале июля 1941 года  дано в книге «Память. Лепельский район», в ряде других публикаций. Чудеса героизма проявили курсанты Лепельского артиллерийско-миномётного училища. Следует сказать, что бочейковский  встречный бой был одним из малых неосуществлённых планов так называемого Лепельского контрудара, который в начале июля (до 10 числа) бездарно провалился.


Бой  под  деревней  Сапеги


О нём мало что известно. Боевой состав Лепельского училища состоял из  3-х батальонов. Один батальон вёл бой за Бочейково. Второй через Промыслы выходил к деревне Клещино, чтобы на берегу реки Уллы занять боевые позиции. А третий, пройдя деревню Сокорово, занял боевую позицию в 2-3 километрах у деревни Сапеги. Немецкие танки появились на шоссе Камень-Улла. Завязался неравный бой, который длился несколько часов, курсантам удалось подбить несколько танков и даже сбить низко летящий самолёт… Ночью, переправившись через реку Улла, они ушли в сторону Бешенкович – Витебска.


Судьбы  бочейковских  коммунаров


Перед началом войны в Бочейковском детском доме насчитывалось свыше 120 воспитанников. Но своевременно они не были эвакуированы. Директор детского дома сбежал в неизвестном направлении. Воспитанники детдома спасались кто как мог.
  Убегали на восток, в сторону Витебска. Но человек 15-20 подались в сторону д. Чурилово, их приютили жители деревень Селедцово, Немцево, Быцево, Соврасы. Многих позднее вычислили немцы и полицаи и угнали на работу в Германию. В считанные дни всё имущество детского дома было разграблено.
  Судьбы довоенных бочейковских детдомовцев до сих пор почти неизвестны.
  Многие из парней, достигшие 18-летнего возраста, ушли на фронт. Один из них — Иван Бесфамильный — был награждён орденом и медалями. В начале 60-х годов о нём был опубликован большой очерк в газете «Витебский рабочий». Николай Воробьёв также воевал на фронтах Великой Отечественной, был награждён, после войны работал шофёром советского посольства в Канаде. Последние годы жил в Москве. Часто приезжал в Бочейково к бывшему преподавателю труда детского дома Георгию Красовскому, с которым поддерживал дружеские отношения до самой смерти.
  Полина Пестичек после принудительных работ в Германии осталась в Бочейково. Сейчас женщина на пенсии… Многие бочейковские коммунары погибли во время Великой Отечественной войны.


Дорога  смерти


Уже в конце июля через Бочей-
 ково в сторону Лепеля потянулись огромные колонны наших военнопленных. Под Витебском были окружены многие соединения Красной Армии. В деревне Свеча возле реки Улла был временно разбит лагерь для советских военнопленных. Ночевали они на сырой земле под открытым небом. Оборванные, голодные, раненые. Лагерь был обнесён колючей проволокой. Были поставлены вышки с часовыми. Переночевав, если можно так сказать, пленные продолжали путь в Лепель, где уже был стационарный лагерь. Эта дорога смерти проходила через Бочейково. Десятки жителей деревень Забелье, Дятлово, Дуброво, Голяндры почти каждый день приходили к каменному большаку, бросали пленным хлеб, яблоки, пытались отыскать в колоннах родных и близких.
  Тех, кто не мог идти или пытался бежать, немцы безжалостно расстреливали или натравливали на них собак. В Лепельском концлагере было  несколько жителей Бочейково, пленённых под Витебском. Один из них — Антон Хвалюто — умер в лагере от голода. Возможно, по этой дороге смерти через Бочейково шёл и Яков, сын Сталина, захваченный в плен под Витебском.
Н. ЗУЕВ,
 краевед, д. Бочейково.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *