О предупреждении социального иждивенчества

Тема недели

Президент Беларуси Александр Лукашенко 2 апреля подписал декрет №3 «О предупреждении социального иждивенчества». Правовой акт издан в целях стимулирования трудоспособных граждан к трудовой деятельности и обеспечения исполнения ими конституционной обязанности по участию в финансировании государственных расходов.
Декретом предусмотрена обязанность по ежегодной уплате сбора на финансирование госрасходов для тех, кто в календарном году не участвовал в финансировании государственных расходов либо участвовал в таком финансировании менее 183 дней в году. Размер сбора составляет 20 базовых величин (исходя из размера БВ, установленной на 1 января соответствующего налогового периода) и ориентировочно соответствует средней полугодовой сумме подоходного налога с физических лиц, уплаченного плательщиками такого налога в 2013 году. Речь идёт о трудоспособных гражданах, постоянно проживающих на территории Беларуси.
Освобождаются от уплаты сбора прибывшие в республику на постоянное жительство после 31 марта или убывшие на постоянное жительство из республики, а также граждане Беларуси, фактически находившиеся за её пределами более 183 дней.
Декретом определены периоды участия граждан в финансировании государственных расходов. Это периоды работы по трудовому договору (контракту), военной службы, учёбы на дневной форме получения образования. Это также периоды самозанятости граждан: выполнения работ по гражданско-правовым договорам, осуществления предпринимательской, ремесленной деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, иных видов деятельности при условии уплаты соответствующих налогов или сборов; осуществления адвокатской или нотариальной деятельности, ведения личного подсобного хозяйства.
В период участия в финансировании засчитываются также периоды, когда гражданин не трудился по уважительным причинам, например, периоды зарегистрированной безработицы; получения государственных пенсий и пособий (за исключением пособий, носящих единовременный характер); временной нетрудоспособности; воспитания в семье одним из родителей ребёнка в возрасте до 7 лет, ребёнка-инвалида в возрасте до 18 лет, троих и более несовершеннолетних детей. Периоды участия в финансировании государственных расходов суммируются, если они не совпадают по времени. В случае совпадения по времени периодов учитывается один из них.
Возможна ситуация, когда период участия граждан в финансировании государственных расходов – менее 183 календарных дней. Граждане освобождаются от уплаты сбора, если они имели доходы и заплатили налоги, например подоходный налог с физических лиц в размере 20 базовых величин и более (единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налог при упрощенной системе налогообложения). При уплате налогов в размере менее 20 базовых величин сумма сбора уменьшается на суммы уплаченных налогов.
Декрет распространяет своё действие на отношения, возникшие с 1 января 2015 года.
На вопросы, касающиеся применения декрета №3, во время онлайн-конференции на сайтах БелТА и Минтруда и соцзащиты ответили заместитель министра труда и социальной защиты Валерий Ковальков, начальник главного управления налогообложения физических лиц Министерства по налогам и сборам Михаил Рассолько, начальник Департамента по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Алексей Бегун, а также специалисты Минтруда и соцзащиты, МНС, МВД. Около 60 вопросов поступило на онлайн-конференцию. Ответы на них размещены в открытом доступе на сайте www.belta.by.
У легально работающих за пределами Беларуси проблем со сбором на финансирование госрасходов не возникнет
От уплаты сбора за соответствующий налоговый период освобождены граждане, которые фактически находились на территории Беларуси менее 183 календарных дней. Понятно, что факт нахождения за пределами республики должен быть подтверждён документально», – подчеркнул начальник главного управления налогообложения физических лиц Министерства по налогам и сборам Михаил Рассолько.
Отвечая на вопрос о том, как подтвердить своё отсутствие на территории Беларуси, если штампа о пересечении границы у человека нет (например, в случае выезда в Россию), представитель МНС отметил, что день въезда и выезда физического лица определяется на основании проездных документов, отметок, вносимых в документы, удостоверяющие личность. Если документы не позволяют однозначно определить время фактического нахождения физического лица на территории республики, плательщик представляет в налоговый орган документы, подтверждающие место его фактического нахождения в течение календарного года, а также любые другие документы, которые могут служить основанием для определения места его фактического нахождения. Это документ, удостоверяющий личность; копии документов, подтверждающих место жительства (при его наличии) на территории Беларуси или иностранного государства (копии договора купли-продажи, найма (поднайма) жилого помещения и другие); копии документов, подтверждающих получение на территории Беларуси или иностранного государства доходов по трудовым, гражданско-правовым договорам; копии иных документов, подтверждающих место фактического нахождения на территории республики или иностранного государства (жительства, пребывания, работы, службы, учёбы) физического лица в течение календарного года (годов); копии иных документов, подтверждающих въезд в Беларусь (выезд из Беларуси) и время пребывания на территории Беларуси или иностранного государства.
Ведение личного подсобного хозяйства сельчанами освобождает их от уплаты сбора
Участникам онлайн-конференции поступил вопрос, почему жители сельской местности фактически освобождены от уплаты налога при условии, что ведут домашнее хозяйство, а горожане – нет (мол, горожане также часто выращивают овощи и фрукты на дачах, некоторые продают их на рынках). Валерий Ковальков пояснил, что норма об освобождении от уплаты сбора лиц, проживающих в сельской местности или посёлке городского типа и ведущих личное подсобное хозяйство, предусмотрена пунктом 5.11 декрета №3. «В определённой мере такая категория граждан была освобождена от уплаты сбора, в том числе в связи с определёнными сложностями при трудоустройстве. Сегодня из 27 тысяч заявленных вакансий 82% приходится на городскую местность», – отметил замминистра.
В декрете №3 учтены различные варианты занятости. Факт и период ведения личного подсобного хозяйства гражданином, которому (членам семьи которого) для этих целей предоставлен земельный участок, подтверждаются сельским (поселковым) исполнительным и распорядительным органом.
Извещения вручат до 1 октября 2016 года, рассчитаться нужно до 15 ноября
Извещение на уплату сбора налоговый орган вручит плательщику до 1 октября года, следующего за истёкшим налоговым периодом. «В первый раз – до 1 октября 2016 года, сбор нужно будет заплатить до 15 ноября», – пояснил Валерий Ковальков.
Замминистра отметил, что декрет №3 предусматривает уменьшение размера сбора в целях стимулирования к его самостоятельной уплате. Сумма будет уменьшена на 10%, если плательщики сбора с 1 августа и не позднее 31 мая года, следующего за истёкшим налоговым периодом, уведомят налоговый орган по месту своей регистрации о неучастии в финансировании государственных расходов или участии в таком финансировании менее 183 календарных дней. На 10% меньше нужно будет уплатить и тем, кто на основании извещения рассчитался до 1 июля года, следующего за истёкшим налоговым периодом.
Неуплата сбора чревата штрафом или административным арестом
«За неуплату или неполную уплату сбора декрет №3 предусматривает административную ответственность в виде штрафа от двух до четырёх базовых величин или административный арест до 15 суток. При этом лица, в отношении которых применён административный арест, в обязательном порядке (в течение срока его отбывания) будут привлекаться к выполнению общественно полезных работ», – сказал начальник Департамента по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Беларуси Алексей Бегун.
Он пояснил, что это работа без оплаты, для выполнения которой не требуется определённых профессиональных знаний и навыков, квалификации, имеющая социально полезную значимость для административно-территориальной единицы. Например, уборка улиц, кладбищ, иных объектов социального назначения, сбор камней на полях и т. п. Перечень объектов, на которых будут выполняться общественно полезные работы, и конкретные виды таких работ будут определяться решениями местных исполнительных и распорядительных органов.
Порядок привлечения административно арестованных к выполнению общественно полезных работ в части, не урегулированной декретом и Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (к примеру, максимальная ежедневная продолжительность, обеспечение инструментами), в ближайшее время будет установлен постановлением правительства.
По материалам БелТА.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *