О том, как ребёнок учится говорить, рассказала И. Астапчик, учитель-дефектолог ГУО «Бешенковичский ЦКРОиР»

Актуально Здоровье Семь «Я»

Язык — это гораздо больше, чем произносимые слова. Несмотря на то, что дети начинают понимать смысл слов только к концу первого года, они занимаются подготовкой задолго до этого, вовлекая окружающих их людей в «разговор».

На начальных месяцах ребёнок произносит все звуки, используемые во всех языках мира, не только те, которые слышит вокруг. К четырём месяцам гуление ребёнка меняет свою высоту и громкость, уже больше напоминает язык, который он слышит вокруг себя. Ребёнок сосредоточивается на звуках «х», «н», «к», «ф», «п», «б» и лепечет, когда предоставлен себе. В продолжение месяца ребёнок прибавит к ним гласные звуки и начнёт произносить «а», «аа», «и», «ии», «у», «yy» вставляя эти звуки в «разговоры» с вами. Ещё через месяц ребёнок начнёт комбинировать гласные и согласные звуки, произнося «ка» или «па», и повторять звуки, произнося комбинации вроде «папапапа» или «нямнямням». К шести месяцам малыш будет относиться к звукам более избирательно, сосредоточившись на тех звуках, которые слышит вокруг себя, и вставляя их в длинные предложения, напоминающие реальный язык. По мере того как ребёнок становится старше, это всё больше звучит как настоящая речь. Примерно в семь месяцев ваш малыш начнёт копировать звуки, которые вы произносите. Вам может казаться, что ребёнок вторит вам, словно эхо.

Что вы можете сделать
— Разговаривайте с ребёнком, даже если он не понимает.
— Давайте ребёнку возможность говорить, ждите его ответа.
— Создавайте возможность для разговоров.
— Комментируйте то, что делает ребёнок.
— Называйте предметы, которые берёт в руки ребёнок.
— Показывайте ребёнку книжки, называйте предметы, которые вы рассматриваете.
— Поощряйте язык знаков: погладьте картинку с изображением кошки, поцелуйте ребёнка на картинке, шлёпните плохого волка.
— Выражайтесь проще.
— Расшифровывайте жесты ребёнка. Если он поднимает руки, скажите: «ты хочешь, чтобы я взяла тебя на ручки?»; если ребёнок произносит «ням-ням», скажите: «Ты хочешь ням-ням. Ты хочешь есть?»
— Пойте ребёнку, читайте детские стихи, играйте с ним в разные шутливые игры типа «Ехали по кочкам».

Ирина АСТАПЧИК,
учитель-дефектолог ГУО
«Бешенковичский ЦКРОиР».



Теги:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *