В борьбе с иждивенчеством

Актуально

Ни для кого не секрет, что в обществе есть такая категория людей, для которых государственная помощь является чуть ли не единственным источником дохода. Полагаясь лишь на социальные пособия, они не предпринимают усилий по изменению своего материального положения.  Чтобы получить ежемесячное социальное пособие, неработающие трудоспособные люди регистрируются в  службе занятости, но при этом регулярно отказываются от предложений трудоустройства и живут практически за счёт государства. Именно поэтому с 1 января 2014 года  некоторые правила предоставления адресной помощи ужесточаются. Это регламентировано указом Президента Республики Беларусь №550. Он устанавливает дополнительные фильтры, направленные на предоставление соцпомощи в виде ежемесячного социального пособия и обеспечения продуктами питания только гражданам, нуждающимся в такой помощи по объективным причинам. Подробнее  о совершенствовании системы государственной адресной социальной  помощи мы попросили рассказать специалиста по адресной помощи Территориального центра социального обслуживания населения Е. А. Романову.


– В целях усиления государственной поддержки населения и внедрения комплексного подхода к её предоставлению с 1 апреля 2012 года в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 19 января 2012 года №41 «О государственной социальной помощи» предоставляются 4 вида социальной помощи: ежемесячное и единовременное социальные пособия, социальное пособие для возмещения затрат на приобретение подгузников, социальное пособие на оплату технических средств социальной реабилитации, обеспечение продуктами питания детей первых двух лет жизни, – отметила Елена Алексеевна. – Выплата ежемесячного социального пособия позволяет поддерживать доходы малообеспеченных людей на уровне минимальной социальной гарантии – бюджета прожиточного минимума, а обеспечение продуктами питания детей первых двух лет жизни является существенной поддержкой семейного бюджета людей с невысоким достатком. 


– Елена Алексеевна, каковы главные критерии, позволяющие определить объективность нуждаемости в социальной поддержке?


– Во-первых, это занятость трудоспособных членов семьи и наличие источников возможного дополнительного дохода. Во-вторых,  обоснованность отдельных видов расходов, произведённых накануне обращения за помощью. К сожалению, практика работы свидетельствует о формировании у отдельных малообеспеченных людей иждивенческой жизненной позиции. Это и стало поводом для введения дополнительных фильтров при предоставлении ежемесячного социального пособия.  


В частности, проблемы с получением ежемесячного социального пособия возникнут у трудоспособных граждан, которые в течение 12 месяцев перед обращением менее 6 месяцев были занятыми или зарегистрированными в качестве безработных; а также, являясь безработными, в течение 6 месяцев перед обращением отказались от предложенной работы, прохождения профподготовки или повышения квалификации по направлению органов по труду, занятости и соцзащите.


Напомним, к категории занятых в соответствии с законом «О занятости населения Республики Беларусь» относятся работающие по трудовому договору, являющиеся членами юридических лиц, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляющие деятельность по оказанию услуг в сфере агротуризма, ремесленную деятельность, выполняющие работы у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проходящие военную службу, обучающиеся в очной (дневной) форме получения образования в учреждениях образования, осуществляющие уход за ребёнком в возрасте до 3 лет, ребёнком-инвалидом в возрасте до 18 лет, инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста.


Кроме того, расширен список оснований для отказа предоставлять соцвыплаты семьям, повторно обращающимся за помощью, в которых трудоспособный член семьи не выполнил определённый комиссией план по самостоятельному улучшению материального положения, за исключением невыполнения его по объективным причинам.


Ежемесячное социальное пособие будет предоставляться в том числе при реализации семьёй права на получение социальных трансфертов, а также алиментов. При таком подходе это пособие будет предоставляться тем, кто предпринял меры по привлечению другого родителя к содержанию общих несовершеннолетних детей.


– В указе содержатся и меры, направленные на совершенствование порядка предоставления ГАСП…


– Да, в частности, увеличена периодичность получения социального пособия для возмещения затрат на приобретение подгузников с 2 до 4 раз в течение календарного года, но не более одного раза в месяц. При этом общий объём пособия сохраняется. Поскольку расходы на приобретение подгузников требуют значительных денежных средств, а граждане не всегда располагают свободными финансовыми средствами, увеличение количества обращений за пособием повысит его доступность. Кстати, за 2013 год социальное пособие для возмещения затрат на приобретение подгузников получили 59 жителей района на сумму более 162 миллионов рублей.  Социальное пособие для возмещения затрат на приобретение подгузников предоставляется в сумме, не превышающей 1,5-кратного размера бюджета прожиточного минимума, действующего на дату принятия решения о предоставлении. Право на данное пособие имеют инвалиды I группы, дети-инвалиды до 18 лет, имеющие IV степень утраты здоровья.


Очень важным является введение дополнительного способа выплаты ежемесячного и единовременного социальных пособий и социального пособия на подгузники для отдельных категорий нетрудоспособных граждан и семей – через организации по доставке пенсий и пособий. Такая доставка соцпомощи на дом будет востребована у одиноких инвалидов I и II группы, людей в возрасте старше 70 лет, у родителей в неполных семьях, являющихся инвалидами I или II группы, либо осуществляющих уход за ребёнком-инвалидом в возрасте до 18 лет.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *