Ефросинья Спиридоновна Станиславчик из Уллы пережила блокаду Ленинграда

Актуально Главное К 75-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков Они живут рядом

Во время Великой Отечественной войны город-герой Ленинград на протяжении более двух лет — с осени 1941-го по январь 1944-го — находился в военной блокаде немецких и финских войск. 8 сентября 1941 года город на Неве оказался отрезанным от остальной части Советского Союза, а жители города с отвагой защищали родные дома от захватчиков.

Е. С. Станиславчик выжила в блокадном Ленинграде.

Командование Германии отводило важную роль захвату данного объекта. Но этим амбициозным планам не суждено было осуществиться. Блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года. В ходе операции «Искра» советским войскам Ленинградского и Волховского фронтов удалось освободить Шлиссельбург, создав узкий сухопутный коридор между осаждённым городом и всей остальной страной.

Год спустя, 27 января 1944 года, блокада была снята полностью. В январе-феврале 1944 года советские войска провели Ленинградско-Новгородскую операцию, в результате которой противник был отброшен на 220-280 километров от южных рубежей города. 27 января отмечается День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, а в этом году мы будем отмечать 75-ю годовщину этого важного события.

872 дня блокады Ленинграда вошли в историю Второй мировой войны как самые трагические события, которые достойны памяти и уважения. Мужество и отвага защитников города, страдания и терпение его жителей — всё это на долгие годы останется примером и уроком для новых поколений. Очевидцем этой трагедии была и наша землячка Ефросинья Спиридоновна Станиславчик.

Родилась она в Улле в 1924 году. Отец кустарничал — на дому занимался слесарным делом, а мать была домохозяйкой. В семье воспитывалось семеро детей. К тому моменту, когда Ефросинье исполнилось 16 лет и она получила паспорт, в Ленинград уже перебрались её старшие брат и сестра, там жила и тетя Женя. Вот и решила девушка попытать счастья в большом городе, ведь остановиться первое время было у кого.

Работать Ефросинья Станиславчик устроилась в прядильный цех на фабрику «Возрождение». Старалась, осваивая новое для себя ремесло, получала по 300 рублей зарплаты в месяц. Но Великая Отечественная война внесла свои коррективы в жизненные планы девушки.

— Вместе со многими другими ленинградцами я взяла в руки лопату и отправилась рыть окопы, противотанковые рвы, блиндажи, — вспоминает Ефросинья Спиридоновна. — Сначала работы велись на железнодорожных станциях Славянка и Павловск, потом недалеко от Малой Охты и Пороховых — исторических частей в Красногвардейском районе Ленинграда. Бывало, попадали под вражеские обстрелы и бомбёжки, убегали и прятались. Самолёты летали вокруг, как рой мух, город был весь в дыму. Кому-то не везло — было много убитых и раненых, а меня, видимо, Бог берёг: удавалось уйти живой от вражеской пули, ну, разве что землёй от взрыва присыпало несколько раз. Зимой нас отправили на Финляндский вокзал очищать платформы, искали возможности наладить сообщение с «Большой землёй»…

К началу блокады в городе имелось недостаточное для длительной осады количество продуктов и топлива. Ресурсов для выживания почти не было. Трудно было и физически, и морально.
Единственным путём сообщения с Ленинградом был маршрут через Ладожское озеро — так называемая «Дорога жизни», находившаяся в пределах досягаемости артиллерии и авиации осаждающих, на озере также действовали военно-морские силы противника. Пропускная способность этой транспортной артерии не соответствовала потребностям города.

— Морозы зимой 1941 года были лютые, люди умирали от холода. Сестра где-то выменяла печку, только эта буржуйка нас и спасла. А ещё голод стал главной проблемой блокадного Ленинграда, — продолжила рассказ Е. С. Станиславчик. — Работающим выдавали по 250 г хлеба, делила пайку на 2 раза, горчицей и солью помажешь и ешь. За водой с сестрой ходили очень далеко от дома, там трубу пробило при артобстреле, и из пробоины в асфальте текла вода, а иногда просто снег в кружке на печке топили. Сил не было, я очень исхудала, практически высохла на глазах, а наберём воды в чайник, бидон, ведро и чуть тащим. Жить-то очень хотелось…

Справка «Зары»: Началом продовольственного кризиса принято считать 10 сентября 1941 года, когда гитлеровская авиация уничтожила Бадаевские продовольственные склады. Пик голода в Ленинграде пришёлся на 20 ноября-25 декабря 1941 года. Нормы выдачи хлеба для бойцов на передовой линии обороны были снижены до 500 граммов в день, для рабочих горячих цехов — до 375 граммов, для рабочих остальных производств и инженеров — до 250 граммов, для служащих, иждивенцев и детей — до 125 граммов. Хлеб в блокаду готовился из смеси ржаной и овсяной муки, жмыха и нефильтрованного солода. Он имел полностью чёрный цвет и горький вкус.

Постоянные бомбардировки противника, обстрелы города из артиллерии, неоднократные атаки и попытки его захвата, нехватка продовольствия не сломили дух жителей Ленинграда. В этих страшных условиях измождённые и истощённые люди продолжали трудиться на оборонных предприятиях и воевать на передовой. Город дышал назло врагу. За это время умерли от голода и погибли от попадания снарядов около 1 миллиона жителей Ленинграда. Уходили из жизни дети, женщины, старики. Непоправимой утратой для страны стали целые семьи тех, чей дух так и не удалось сломить фашистам.

Кроме количества погибших ужас вызывают и причины смерти — только 3% всех умерших в блокадном Ленинграде приходится на артобстрелы и авиаудары фашистских военных. 97% смертей в Ленинграде с сентября 1941 по январь 1944 произошли из-за голода. Мёртвые тела, лежащие на улицах города, воспринимались прохожими как обыденное явление.

— Трупы собирали и возили машинами, очень много ремесленников умирало прямо сидя на улицах города. Порой, люди просто падали и больше не поднимались, — делится воспоминаниями Ефросинья Спиридоновна. — Умерших было так много, что их едва успевали хоронить. Трупы закапывали сотнями за день в воронках, образовавшихся от взрывов снарядов.
Наши войска пытались помочь жителям блокадного Ленинграда. В зимний период 1941-1942 гг., когда вода на Ладожском озере замёрзла, было налажено сообщение с «Большой землёй», благодаря чему в город завозили продовольствие и эвакуировали население. Через «Дорогу жизни» было спасено 550 тысяч ленинградцев.

А в январе 1943 года советские солдаты впервые прорвали блокаду оккупантов, и на освобождённом участке была построена железная дорога, которую назвали «Дорогой Победы». На одном участке она вплотную подходила к вражеским территориям, и поезда не всегда доходили до назначения. Этот отрезок военные называли «Проулком смерти». А когда удалось освободить часть территории и наладить сухопутную связь (коридор) с городом, это был переломный момент.

Справка «Зары»: 20 января 1944 года были освобождены города вблизи Ленинграда, а 27 числа снята полная его блокада. Сотни тысяч сражавшихся награждены медалями «За оборону Ленинграда» и орденами. Многим присвоено звание Героя Советского Союза (некоторым дважды). Сам город 26 января 1945 года награждён орденом Ленина. 1 Мая того же года Ленинград стал городом-героем. Медаль «Золотая звезда» была вручена 8 мая 1965 года. В память этому подвигу по всему блокадному кольцу был создан Зелёный пояс Славы.

— Мой брат Андрей с семьёй эвакуировался из Ленинграда 2 февраля, а я с сестрой и другими родственниками — 27 числа. Нас вывозили сначала на поезде, потом на машинах по Ладоге. Грузили в полуторку по две семьи и везли по озеру, а вода под колёсами шумит и лёд трескается. Боялись, что не увидим «Большой земли», ведь были случаи, когда машины проваливались, хотя вдоль дороги стояли солдаты, а столбы с синими лампами указывали путь.

Е. С. Станиславчик с родственниками была эвакуирована глубоко в тыл — обосновались в посёлке Кузоватово Ульяновской области. Ефросинья Спиридоновна закончила курсы трактористов и 2 года проработала в местной МТС: на тракторе «Универсал» весной пахала, осенью поднимала зябь, а летом была помощницей комбайнера. В начале 1945 года в газете прочла об освобождении Витебской области, написала письмо подруге и получила из Уллы добрую весточку: мол, мать, сестра, невестка, которая в годы войны участвовала в партизанском движении, и племянник — все живы, только брат Василий, который 4 года воевал с врагом, пропал без вести.

В апреле 1945 года Ефросинья Спиридоновна вернулась в Уллу, где и живёт сегодня. На родине пережившая блокаду Ленинграда женщина также старалась всегда быть полезной: 13 лет работала телефонисткой на почте, потом 10 лет носила почту землякам, 8 лет трудилась свинаркой в совхозе Романова. Ефросинья Спиридоновна Станиставчик не только исполнила свой долг перед родиной, но и состоялась как женщина — она награждена орденом Матери, имеет знак «Жителю блокадного Ленинграда», юбилейные награды.

— Я прожила тяжёлую, но счастливую жизнь, — подытожила жительница Уллы. — Пять дочерей, тринадцать внуков и десять правнуков — это самое большое моё богатство, всех колыхала вот этими руками, поднимала на ноги! Семья всегда рядом, что ещё надо?! Дожить бы до юбилея, мне в мае будет 95 лет. Спасибо хочу сказать нашему государству за заботу о ветеранах. Не забывает о нас, людях, переживших блокаду Ленинграда, и Президент России: на днях получила из Кремля письмо от В. В. Путина с поздравлениями и наилучшими пожеланиями. Я довольна, что Бог дал мне наследников, наш род продолжается. Все живы, здоровы и живут со своими семьями.

Анжела ЛЮДЫНО.

 



Теги: