Памяти узников Бешенковичского гетто… Траурное мероприятие у братской могилы на правом берегу Западной Двины и лекция об искусстве графики Соломона Юдовина

Актуально Общество

Сохранение памяти, передача ее потомкам — что может быть важнее этого? Ведь именно память о былом способна уберечь нас от ошибок в будущем… 82 года назад, 11 февраля 1942-го, на окраине леса на правом берегу Западной Двины в районе д. Стрелка гитлеровскими палачами было совершено страшное злодеяние — расстреляно 1068 узников Бешенковичского гетто. Более тысячи людей фашисты убили всего за четыре с половиной часа, спастись смогли лишь единицы… В воскресенье у памятного места бешенковичан собрало траурное мероприятие.

Минутой молчания почтили память погибших от рук фашистов местных жителей. Долг памяти и уважения привел к этому святому месту на бешенковичской земле инициатора волонтерского проекта «Beshеnkovichi Shtetl Memorial Restoration» Анну Климович. Участники митинга, а среди них были как взрослые, так и дети, душевно общались друг с другом, цитируя воспоминания очевидцев событий тех лет.

После трогательной встречи у братской могилы узников гетто инициатор проекта по сохранению и восстановлению исторического наследия еврейского штетла провела в читальном зале детской районной библиотеки лекцию о жизни и творчестве белорусско-еврейского и советского графика, художника, этнографа, представителя «Еврейского ренессанса» и модерна Соломона Борисовича Юдовина. Желающие также могли ознакомиться с выставкой в читальном зале ЦРБ, посвященной искусству его графики.

 

Во время войны до середины 1942 года Соломон Юдовин жил в блокадном Ленинграде, в тяжелейших условиях стараясь запечатлеть вид осажденного города и его защитников. Затем художник был эвакуирован в деревню Карабиха под Ярославлем, где в музее-заповеднике Н. А. Некрасова работал над серией «Некрасовские места», а в 1944 году вернулся в Ленинград и завершил работу над циклом гравюр «Ленинград в дни Великой Отечественной войны». Большинство подобных работ исполнялось в стиле общепринятого в то время парадного официоза, но юдовинские изображения Ленинграда, как подчеркнула лектор, явно выделяются среди них своим суровым трагизмом. По мнению искусствоведов, серия «Ленинград в дни Великой Отечественной войны» стала одной из вершин творчества художника.

Все годы войны, в том числе даже во время блокады, в Ленинграде продолжали выпускаться почтовые открытки. Всего за 1941-1945 годы было издано почти 400 иллюстрированных почтовых открыток, среди которых 26 — с произведениями Юдовина. Военная серия открыток с его работами стала достаточно редкой и ценится в советской филокартии. В 1945 году Соломон Борисович выпустил альбом автолитографий «Ленинград». Тема пережитого в блокадном городе продолжала волновать его и после войны, поэтому художник неоднократно возвращался к ней в своих произведениях, в том числе в серии открыток «Виды Ленинграда» (1946 год) и «Ленинград сегодня» (1949 год).

Говорят, именно историческая память сохраняет в человеке благодарность потомкам и любовь к родному уголку земли, делает нас настоящими гражданами своей страны, наследниками отцовских традиций. Нам завещано бороться против легализации нацизма и не забывать о жертвах геноцида белорусского народа. Хранить память для следующих поколений, чтобы жизнь стала лучше.



Теги:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *