Водитель при оплате поездки наличными деньгами или банковской платежной карточкой обязан выдать пассажиру платежный документ (чек). Получив его, пассажир понимает, что деньги не прошли мимо кассы перевозчика и с этой суммы будут уплачены налоги.
Чек не только подтверждает оплату за приобретенные услуги такси, но и гарантирует защиту прав пострадавшего при наступлении страхового случая: факт причинения вреда жизни, здоровью пассажира и (или) утраты, недостачи или повреждения (порчи) его багажа при осуществлении посадки, перевозки, высадки пассажира или погрузки, перевозки либо выгрузки багажа.
При посадке в такси перед расчетом наличными денежными средствами пассажиру следует убедиться, что автомобиль оборудован программной кассой для такси или кассовым суммирующим аппаратом, совмещенным с таксометром (кассовое оборудование). При отказе водителя выдать чек при получении от пассажира оплаты наличными средствами за поездку пассажир может оставить свое обращение о нарушении порядка приема наличных денежных средств посредством системы «обращения.бел» либо совершив звонок в телефонную справочную систему налоговых органов «Контакт-центр».
Доступ к «Контакт -центру» налоговых органов организован по единому телефонному номеру 189 для всех операторов связи, либо по номеру 8 (017) 229 79 79.
Пассажир также вправе в указанном порядке информировать налоговые органы о правонарушениях в следующих случаях:
- отсутствие информации о перевозчике, водителе, автомобиле в Реестре;
- невключение, неисправность кассового оборудования;
- несоответствие размеров произведенной оплаты стоимости указанной в чеке поездки;
- отсутствие в чеке предусмотренных реквизитов (наименование автомобильного перевозчика, УНП, государственный номер автомобиля, дата и время начала и окончания услуги, общая стоимость услуг, уникальный идентификатор (24 буквенно-цифровых символа и QR-код), иная информация).
При совершении поездки в такси с неисправным или выключенным кассовым оборудованием пассажир в случае, когда отсутствует возможность получения чека, имеет право не оплачивать поездку!
В случае возникновения конфликтной ситуации и наличии со стороны водителя угрозы причинения вреда жизни или здоровью пассажиру рекомендуется осуществить бесплатный звонок по короткому номеру 102 и сообщить о противоправном поведении водителя такси. Кроме того, пассажир может проверить добросовестность автомобильного перевозчика и уточнить нахождение как водителя, так и автомобиля в «Реестре автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении», пройдя по ссылке: https://reestr.mtkrbti.by.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25.01.2024 г. №32 «Об автомобильных перевозках пассажиров» введен государственный информационный ресурс «Реестр». В него включаются сведения об автомобильных перевозчиках, транспортных средствах, их водителях, диспетчерах автоперевозок пассажиров в нерегулярном сообщении, диспетчерах такси.
Инна СИТДИКОВА, заместитель начальника инспекции-начальник отдела по работе с плательщиками по Бешенковичскому району ИМНС Республики Беларусь по Железнодорожному району г. Витебска.