На прошлой неделе в составе российской делегации, принимавшей участие в торжественных мероприятиях в рамках проведения белорусско-российского духовно-патриотического проекта «Камни Памяти», Бешенковичский район посетил советский и российский актер театра и кино, Заслуженный артист Российской Федерации
Юрий Кузнецов.
Корреспондент «Зары» встретилась с Юрием Александровичем, чтобы узнать, как начинался его путь в актерскую профессию, о любимых ролях и новых проектах, о том главном, что называется самой жизнью.

? — Юрий Александрович! Вы первый раз в Беларуси или бывали в нашей стране и раньше? — интересуемся у гостя.
— Не так часто, как хотелось бы, но думаю, что буду бывать у вас чаще. В Беларуси снимали не одну картину с моим участием. В прошлом году — «Холодное сердце». Это фильм по произведению Островского на современный лад. С Владимиром Васильевичем Гостюхиным работали когда-то здесь…
Я очень люблю ваш край. Мне у вас очень-очень нравится. Так хорошо, чисто, приятно. И Минск люблю. Лет 10 назад мы со спектаклем «Операция «Развод», в котором я участвую, проехали от Витебска до Бреста, всю Беларусь. Останавливались и играли в пяти городах, так что посмотрели все.
? — Чем продиктовано ваше участие в международном проекте «Камни Памяти»?
— Пригласили, я с удовольствием согласился. Знаю, что у вас гораздо активнее и с большим постоянством, каждый раз очень торжественно и по-человечески отмечаются все даты, касающиеся Великой Отечественной войны. И даже в день объявления войны у братских могил и памятников в 4 утра собирается народ… Это, конечно, до слез.
В год 80-летия Победы особенно важно. И дети смотрят, это главное. Мы понимаем, а они подчас уже не знают, кто с кем воевал, когда это было вообще. А вы бережете память, это очень здорово, терять эти корни нельзя.
Я родился в 1946-м, сразу после войны. Мой папа на фронт не попал, он был моложе, а два дяди воевали, были ранены. В нашей семье помнят о горе, которое принесла война.
? — Юрий Александрович, расскажите о вашей творческой деятельности.
Как пришли в мир искусства? Как начался ваш путь в актерскую профессию?
— Я родился в простой сибирской семье в Абакане, можно сказать, в крестьянской. Мои родители из деревни, и деревню я люблю, знаю, что такое село, что такое хозяйство. Поэтому у нас не было домашних театров с простынями, с куклами, декорациями и представлениями. У нас ничего этого не было.
Классе в девятом в школе я пошел в драматический кружок, потом — в областной. После школы решил продолжить это дело. Поехал во Владивосток поступать в театральный институт. В Москву было страшно ехать. Расстояние одинаковое, но там огромные конкурсы, сработала провинциальная скромность, я не решился. И не жалею об этом. Окончил актерский факультет Дальневосточного педагогического института искусств и был принят в труппу Хабаровского драматического театра, затем перешел в Омский театр драмы. Позже получил приглашение в Ленинградский театр.
Сниматься в кино я начал почти в 40 лет. Первая картина была «Мой друг Иван Лапшин», а не, как приписывают в той же Википедии, «Свой среди чужих, чужой среди своих». Я не снимался у Михалкова, хотя был бы рад, конечно… Моим первым фильмом был «Мой друг Иван Лапшин» Алексея Германа.
Обо мне ассистентки шептались: «О, смотри-ка, ни кожи, ни рожи, а у Германа снимается. Значит, в нем что-то есть…»
Роль в фильме Алексея Юрьевича — это сразу высокая планка, знак качества. Хотя я тогда этого не понимал и никакого трепета перед Германом не испытывал. Не знал, какого уровня это режиссер. Я вообще не думал о кинематографе, когда второй режиссер картины Виктор Аристов, мой «крестный отец», в Омском театре увидел мою фотографию в фойе и спросил: «Где он живет?» Приехал ко мне домой. Через неделю меня вызвали на кинопробы.
Я к тому времени уже был серьезный, взрослый артист, в облаках не витал, крепко стоял на своих творческих ногах. В театре очень много играл: иногда в один день по два спектакля — утренний и вечерний. В репертуаре и Толстой, и Чехов, и Маяковский. О чем же еще мечтать? Но Аристов меня уговорил прилететь в Ленинград.
Мои пробы на «Лапшина…» оказались удачными. Камер я не боялся, не было никакого страха. Худсовет утвердил меня на главную роль. Но Герман сказал жестко: «Нет, Кузнецов не будет играть Лапшина. Он, конечно, хороший артист, но мне нужен беззащитный человек, которого в 37-м не станет. А Кузнецов к девушке по трубе не будет лазить, он войдет в дверь, переночует с ней, и потом поможет дровами». В итоге Лапшина сыграл Андрюша Болтнев, а мне досталась роль начальника милиции.
? — Ваша фильмография впечатляет. 170 работ, 170 проектов. Какая же роль самая любимая?
— Нет ее. Как говорят, будущая роль самая любимая. Важнее то, что людям нравится. Вот мы сейчас беседовали с ребятами здесь (в доме отдыха «Серебряный родник». — Авт.). Они говорят — «Гений». Согласен, замечательный, прекрасный фильм, но есть и другие, и первые картины. Каждая роль для меня выдающаяся. В фильме «Мой друг Иван Лапшин» я сыграл начальника райотдела милиции. Это не зря, точно не зря. Мой папа всю сознательную жизнь служил в милиции. Потом я много раз милиционеров играл. После «Улиц разбитых фонарей» снимался в сериале «Опера. Хроники убойного отдела», потом — в «Литейном, 4». Так что 10 ноября — это и мой праздник.
С блогером из Бешенкович Анастасией Мясоедовой.
? — Огромную популярность вам принес сериал «Улицы разбитых фонарей».
Как относитесь к этому проекту сейчас?
— Этот сериал стал для меня важным этапом в карьере. Роль добродушного подполковника Петренко, которого сослуживцы ласково называли Мухомором, позволила мне раскрыть новые грани актерского мастерства. Зрители полюбили этот образ, и я благодарен им за это признание. Я уже привык, что меня иногда Мухомором называют, не обижаюсь.
Как-то снимали в Зеленогорске, я был в гриме клоуна с красным носом и разрисованным лицом. Ко мне подошла девочка лет 10, посмотрела внимательно и говорит: «А вы, дяденька, не клоун, вы — Мухомор. Я вас узнала по лицу».
Если говорить в целом о проекте, он сделал свое дело. Были даже официальные данные, что после выхода сериала «Улицы разбитых фонарей» увеличилось число молодых людей, в том числе девушек, желающих учиться в академиях и школах милиции, служить в органах МВД. Сериал показал работу милиции с более реалистичной стороны, без излишней романтизации, а главных героев — как людей, для которых, несмотря на трудности, служба всегда была на первом месте. Молодые сотрудники в кино, наши артисты, Настя Мельникова, они были не какие-то театральные, костюмные, рисованные, а очень привлекательные, конкретные, нормальные ребята. Им хотелось подражать. И это привлекало молодых людей…
? — Юрий Кузнецов и сегодня востребован, продолжает сниматься в кино? Расскажите, что это за работы?
— Снимаюсь, приглашают, несмотря на мой 79-летний возраст. В этом году было пять ролей. С моим участием на экраны вышли кинолента «Притворись моим мужем», месяц назад в Москве была премьера фильма «Попутчики», в производстве — «Доктор Гаф», «Если долго идти навстречу», «Холодное сердце». Помимо съемок в кино выступаю на сцене со спектаклем «Операция «Развод».
? — Что для вас значит звание «Заслуженный артист России»?
— Признание моего труда, хотя, считаю, звание — не главное. Для артиста самое важное — это его зритель, для которого он работает, когда люди тебя принимают, радуются, ценят и уважают.
? — Юрий Александрович, среди жителей района, наверное, не найдется человека, который не смотрел бы фильмы с вашим участием. Что бы вы хотели пожелать нашим читателям?
— Вы живете в замечательной стране. Мы проехали по всей Беларуси и видели только чистые леса, ухоженные придорожные полосы, засеянные поля. Любите свою Родину, свой край, свою землю, своих близких. С годами понимаешь, что важнее родных, семьи ничего нет. Где бы человек ни был, он всегда возвращается в свой дом. Главное, чтобы вас там всегда ждали и любили.






