День, когда в деревню приезжает автомагазин, для сельчан становится днём встреч и короткого отдыха в череде наполненных заботами будней. За повседневными хлопотами порой нелегко найти время, чтобы заглянуть к соседке, поделиться последними новостями, радостями за детей и внуков. А водитель-продавец автолавки невольно становится участником и причиной таких встреч.
Вместе с Виктором Николаевичем Шипулей едем по его привычному маршруту. Первая остановка – деревня Ворохобки, которая летом заметно ожила, к бабушкам и дедушкам на каникулы приехали внуки, на дачи – горожане.
Люди привычно разместились на лавочке возле дома, где традиционно останавливается автолавка. Цены подросли, жуки картошку съедают, в газете написали о повышении пенсий – эти и многие другие темы обсуждают в Ворохобках.
— Автолавка сегодня привозит всё, что душа пожелает, — говорит местная жительница Зинаида Васильевна Барановская, — а если чего-то особенного захочется, товар можно заказать — и водитель в следующий раз его обязательно привезёт.
Виктора Николаевича многие называют просто Витей. Ведь за два с небольшим года, что работает на маршруте, мужчина стал для сельчан хорошим другом. Мешок с комбикормом, если помочь некому, подвезёт по пути до дома, заказ выполнит, посоветует, какую колбасу или сыр выбрать.
— Он добрый, уважительный, — отзываются о В. Н. Шипуле сельчане. — И, что самое главное, честный.
— И выбор товаров хороший, — добавляет Галина Павловна, жительница г. Минска, приезжающая в Ворохобки на лето. – Иногда, правда, мало мясных изделий, но мы понимаем, что весь универсам в машину не поместишь. Да и водитель уже знает наши предпочтения.
А предпочтения своих покупателей Виктор Николаевич на самом деле хорошо изучил. Подходит бабушка, продавец без напоминания вручает ей пряники и молоко, другой женщине предлагает мясо и копчёную колбасу, третьей — подаёт заказ – лоток яиц.
Вторая остановка – деревня Быстры. Там автолавку сельчане поджидают на импровизированной остановке. Тут же, на месте, договариваются о времени, когда на установленные стойки накроют крышу, чтобы в случае непогоды укрыться от дождя.
Эта деревня похвастаться многолюдием тоже не может. Из постоянных жителей осталось чуть более 20 человек. Автолавка в населённый пункт также приходит два раза в неделю и останавливается в двух местах. Сначала неподалёку от дома дедушки, инвалида по зрению, а уже потом приезжает на традиционное место сбора.
— Можно относится к своей работе как к обычным обязанностям, — говорит В. Н. Шипуля. – В 17 часов вернуться домой, не обращать внимание на просьбы людей, не остановиться у дома больного пожилого человека… Но на душе тогда будет плохо. Поэтому и возвращаюсь обратно порой только к полуночи. Чтобы все деревни объехать, всех по-человечески обслужить, нужно время…
В Быстрах мы простояли более часа. За это время я успела познакомиться с местными жителями. Надежда Алексеевна Чаплинская, Мария Сергеевна Абловацкая, Николай Александрович Волков, Пётр Николаевич Телюк в адрес автолавщика говорили только хорошие слова.
Давно прошли времена, когда автолавка привозила в деревню только хлеб, спички, сахар да спиртное. Теперь в машине выбор не хуже, чем в другом магазине. А ведь товар нужно загрузить, цены в памяти удержать, подсчитать примерную потребность…
Виктор Николаевич – продавец с большим опытом. Но и у него, как признаётся сам, бывают маленькие просчёты. В день нашей поездки, например, был огромный спрос на закаточные крышки.
При необходимости автолавки заезжают догружаться на распределительные склады. Вот и у нас через пять остановок закончились пельмени, мороженое и закаточные крышки. Водитель-продавец отправился за необходимым на распределительные склады в Бешенковичи, где мы с ним и попрощались. Моё путешествие закончилось, а Виктора Николаевича ещё ждали люди в Мамойках, Пятигорске, Бродах, Зорниках…