Отменено регулирование цен на некоторые социально значимые товары

Вестник КГК

Согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь с 15.01.2016 из списка социально значимых товаров исключен ряд товаров и услуг, цены на которые регулируются государственными органами. Однако в перечне социально значимых товаров, цены на которые регулируются облисполкомами и Минским горисполкомом, остаются свежие картофель и овощная продукция.


Решением Витебского облисполкома в ноябре 2015 г. установлены предельные максимальные отпускные и розничные цены на указанную продукцию в межсезонный период 2015/2016 года (с 15 ноября 2015 г. по 31 мая 2016 г.). Регулирование цен на продукцию растениеводства осуществлялось также в межсезонный период и в предыдущие годы.


Как соблюдалось законодательство по применению цен в прошедшем году, проверил Комитет государственного контроля Витебской области (далее – Комитет области). В ходе проверки установлены многочисленные случаи реализации сельхозпроизводителем ОАО «Рудаково» и оптовым предприятием ТУП «Ольгово», расположенными в Витебском районе, картофеля и плодоовощной продукции различным субъектам хозяйствования, в том числе и детским дошкольным учреждениям с превышением установленных максимальных отпускных цен. Указанными поставщиками в нарушение решений Витебского облисполкома в результате необоснованного завышения цен на картофель, свеклу, лук, морковь, капусту свежие получена дополнительная выручка в сумме 600 млн. руб.


Также для бесперебойного обеспечения населения, социальных и других учреждений в межсезонный период свежими картофелем и плодоовощной продукцией по фиксированным ценам ежегодно облисполкомами по поручению Совета Министров создаются стабилизационные фонды.


К этой работе должны подключаться местные органы власти и управления, сельхозпроизводители и торговые организации. Однако основные задачи по формированию, хранению и поставке продукции на прилавки в необходимом количестве и надлежащего качества лежат на хранителях стабилизационного фонда.


Комитет области подробно изучил, как обстояли дела в обеспечении населения области необходимыми продуктами из стабилизационного фонда в предыдущем межсезонном периоде, и этот вопрос остается на постоянном контроле и в нынешнем межсезонном периоде. В ходе контрольных мероприятий были обследованы многочисленные торговые объекты и хранилища продукции, изучены документы о качестве и безопасности, условиях хранения и уровень цен.


Результаты показали, что еще не налажена четкая и бесперебойная система обеспечения указанной продукцией всех потребителей. При обследовании торговых объектов установлены многочисленные случаи отсутствия в продаже товаров стабилизационного фонда.


Перебои в торговле яблоками, капустой белокочанной, морковью, свеклой были установлены уже в середине прошлого межсезонного периода – в январе, марте, апреле 2015 года. Причины отсутствия товаров были разные – от неудовлетворительной организации завоза товаров в розничные торговые объекты до отсутствия продукции на складах в запасах стабилизационного фонда. При этом в Витебской области объемы заложенной продукции превысили объемы других областей республики почти по всем наименованиям (кроме лука) от 1,4 до 6 раз. Однако ряд сельхозпроизводителей, осуществлявших хранение продукции стабилизационного фонда по договорам, в нарушение договорных условий реализовал ее по своему усмотрению. В результате по отдельным наименованиям сельхозпродукции значительные объемы числились только на бумаге.


Сложившаяся негативная ситуация в обеспечении населения продукцией растениеводства в межсезонный период 2014/2015 года была рассмотрена в апреле 2015 г. на коллегии Комитета области.


Работа отдельных рай(гор)исполкомов и Витебского облпотребсоюза по контролю за бесперебойным обеспечением населения товарами в межсезонный период признана недостаточной, виновные должностные лица привлечены к ответственности.


Витебские облисполком и облпотребсоюз, а также местные органы власти в ответ на поручения коллегии проинформировали Комитет области о привлечении виновных к ответственности, пополнении запасов стабилизационного фонда продукцией, которая была закуплена в других регионах республики. Однако результаты контрольных мероприятий, проведенных уже в новом межсезонном периоде, свидетельствуют о том, что обеспечение населения продукцией стабилизационного фонда в межсезонный период 2015/2016 года организовано также не на должном уровне.


Несмотря на наличие складских запасов продукции, факты отсутствия в продаже яблок, капусты, свеклы и моркови выявлены уже в декабре 2015 г. в ряде торговых объектов Браславского района; картофеля, свеклы и моркови – в январе текущего года в торговом объекте Поставского райпо; яблок – в октябре 2015 г. в торговых объектах Оршанского района.
Также установлено, что к началу закладки Браславским райпо не было подготовлено овощехранилище. На момент проведения проверки 04.12.2015 в хранилище во многих местах протекала крыша. В результате чего в помещениях образовались сырость и плесень, продукция хранилась на проходах под пленкой с нарушением температурно-влажностного режима и товарного соседства.


Кроме того, Браславским райпо вся продукция растениеводства (морковь, капуста, картофель, свекла, лук) была заложена в стабилизационный фонд без проведения исследований на соответствие ее установленным показателям безопасности для человека, часть из которой негарантированного качества была реализована. По результатам проверки реализация продукции была приостановлена до проведения соответствующих испытаний.


В овощехранилище Поставского райпо в результате ненадлежащего хранения и несоблюдения температурно-влажностного режима подверглась порче капуста, 30 тонн которой на момент проведения мониторинга 13.01.2016 были поражены гнилью и плесенью.


По результатам контрольных мероприятий субъектам хозяйствования даны соответствующие рекомендации по устранению нарушений, местным органам власти и облисполкому указано на необходимость принятия мер реагирования. К субъектам хозяйствования применены экономические санкции, виновные должностные лица привлечены к ответственности.