Сенаторы одобрили важнейшие для дальнейшего развития нашей суверенной страны законопроекты. Мнение экспертов

Актуально Важное Год мира и созидания Новости района Общество

Сенаторы на заседании 10-й сессии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва одобрили ряд важнейших для дальнейшего развития нашей суверенной страны законопроектов. В материале ниже мы рассказываем об основных положениях проектов законов, а также даем слово экспертам.

«О Всебелорусском народном собрании»

Данный проект закона направлен на реализацию решения республиканского референдума от 27 февраля 2022 года, которым приняты изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь. Законопроектом определяются компетенция, порядок формирования и деятельности Всебелорусского народного собрания.

Так, предусматривается, что ВНС утверждает основные направления внутренней и внешней политики, военную доктрину, концепцию национальной безопасности, программы социально-экономического развития Республики Беларусь, заслушивает ежегодные послания Президента к парламенту, обладает правом законодательной инициативы, предлагает изменения и дополнения в Конституцию, вправе рассматривать вопрос о легитимности выборов и др.

Документом определяются формы деятельности ВНС, устанавливается компетенция, численность и порядок избрания Президиума ВНС, закрепляется правовой статус делегата ВНС, его права и обязанности, основания прекращения полномочий.

Геннадий ШВЕДОВ, председатель районного Совета депутатов: «Неоспорим тот факт, что институт ВНС в истории суверенной, независимой Беларуси уже зарекомендовал себя как эффективный институт прямого народовластия. Ни в одном государстве нет такого органа, где представители трудовых коллективов, общественных организаций могут принимать непосредственное участие в политической жизни своей страны на таком высоком уровне. После принятия законопроекта Всебелорусскому народному собранию будут приданы значительные властные полномочия, действуя на постоянной основе, народное «вече» позволит в критические моменты принимать важные для всего белорусского народа решения».

«Об основах гражданского общества»

Проектом закона устанавливаются правовые и организационные основы взаимодействия государства и гражданского общества для повышения уровня гражданской ответственности, правовой культуры, вовлечения населения в решение значимых общественно-политических и социально-экономических вопросов, формирования навыков по осуществлению конструктивной социально-политической деятельности, направленной на защиту и реализацию национальных интересов.

Под гражданским обществом предлагается понимать граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Беларуси, выражающих свою гражданскую позицию посредством участия в общественных отношениях и институтах, не запрещенных законодательством.

В проекте закона закрепляются общие и особые формы взаимодействия государственных органов (организаций) и субъектов гражданского общества.

Светлана БАБОЕД, председатель районного объединения профсоюзов: «Общественные организации и объединения, включая профсоюзы, которые имеют четкую патриотическую платформу, стремятся улучшить окружающую действительность и взаимодействуют с государственными органами в этой области, — опора нашего гражданского общества, которое, как заметил Президент, в Беларуси фактически сложилось. Государство и гражданское общество — это союзники в решении значимых общественных проблем. А, согласитесь, в современной жизни противостоять вызовам можно только вместе».

«Об изменении законов по вопросам деятельности политических партий и других общественных объединений»

Проектом закона в сфере партийного строительства и деятельности общественных объединений предусматривается увеличение минимального порога численности (5 тысяч человек, ранее эта цифра составляла 1 тысячу) для создания политической партии, необходимость создания организационных структур политических партий в каждой области и Минске.

Исключен запрет финансирования политических партий за счет средств республиканского или местного бюджетов. При этом запрещается финансирование из иностранных источников, поскольку это может повлиять на внутриполитические процессы.

Повышаются требования к учредителям политической партии, предусматриваются избрание руководящего органа политической партии не реже одного раза в пять лет, а также возможность ликвидации политической партии в случае пропаганды войны, террористической, экстремистской, иной запрещенной законодательством деятельности, деятельности, наносящей вред государственным и (или) общественным интересам, а также получения денежных средств и иного имущества из иностранных источников и др.

Светлана ГАЙКО,  начальник отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи райисполкома, заместитель председателя районной организации ОО «Белая Русь»: «Положения, содержащиеся в проекте закона, последовательно продолжают поддержанную народом на референдуме по вопросу внесения изменений и дополнений в Основной Закон страны идею о выстраивании в Беларуси правовой основы для развития партийной системы, отвечающие национальным интересам, направленные на стабильность в обществе. Гражданское общество страны нуждается в общественных объединениях политических партиях, которые могли бы направлять созидательную энергию граждан, поддерживать конструктивные инициативы, выражать интересы людей».

«Об изменении Избирательного кодекса Республики Беларусь»

Проектом закона вносятся изменения в Избирательный кодекс Республики Беларусь для его совершенствования с учетом практики применения и приведения в соответствие с законодательными актами, в том числе с обновленной Конституцией.

В числе основных новаций проекта — расширение категорий граждан, имеющих право принимать участие в голосовании, порядок избрания делегатов ВНС, изменение порядков формирования ЦИК и выборов в Совет Республики, исключение норм о пороге явки избирателей для признания выборов в Палату представителей состоявшимися и об образовании участков для голосования за рубежом. Вводятся дополнительные требования к кандидатам в депутаты Палаты представителей, местные советы депутатов, члены Совета Республики и делегаты ВНС, а также к лицам, выдвигаемым в состав избирательных комиссий, комиссий по референдуму, и др.

Татьяна ПЕТРУШЕНКО,  начальник отдела организационно-кадровой и юридической работы  райисполкома, председатель районной избирательной  комиссии в разные электоральные кампании: «Совсем мало остается времени до проведения первого единого дня голосования. Это новшество, которое требовало регламентации в законодательстве, и оно предусмотрено в законопроекте «Об изменении Избирательного кодекса Республики Беларусь». Сейчас очень важно, чтобы наши граждане, обладающие избирательным правом, владели информацией о том, как они могут реализовывать свои политические права и, конечно же, исполнить свой гражданский долг в первый единый день голосования».

 

Фото из открытых источников.

 



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *