Безопасность при работе в охранной зоне воздушных линий электропередачи

Актуально

   Ежегодно в Республике Беларусь происходят случаи несоблюдения требований Правил охраны электрических сетей.

Во избежание несчастных случаев Госэнергогазнадзор в очередной раз обращает внимание руководителей и работников организаций, что для безопасного проведения сельскохозяйственных работ в 2021 году надлежит строго выполнять требования и нормы, установленные Правилами охраны электрических сетей.

   При выполнении работ вблизи воздушных линий электропередачи (далее – ВЛЭП, ВЛ) необходимо соблюдать следующие правила безопасности:

—   порядок и условия проведения работ в охранных зонах воздушных линий электропередачи должны быть согласованы с организациями, эксплуатирующими эти линии (основной объем ВЛЭП на территории Лиозненского района находиться на балансе и обслуживании Лиозненского РЭС филиала «Витебские электрические сети»);

—        запрещается устраивать проезды для машин и механизмов, имеющих общую высоту с грузом или без груза от поверхности дороги более 4,5м, а также стоянки автомобильного транспорта, машин и механизмов (в охранных зонах ВЛЭП);

—        проезд машин и механизмов под проводами ВЛЭП следует осуществлять вблизи опор и поперёк оси;

—        работы должны выполнять не менее чем 2 человека, один из которых наблюдает за производством работ.

При падении на транспорт электрического провода тракторист-машинист должен:

—  немедленно, не выходя из кабины, попытаться, если возможно, освободиться от оборванного провода путём продвижения машины.

—        при отсутствии такой возможности водитель должен остаться в кабине, немедленно остановить машину и сигналом тревоги привлечь внимание ближайших работников, которые должны сообщить о случившемся организации, эксплуатирующей данную линию, по телефону 4-11-58 (диспетчерская Лиозненского РЭС) и до прибытия аварийной бригады не предпринимать никаких самостоятельных действий.

—        приближаться к такой машине на расстояние менее 8м запрещается.

   При загорании агрегата в результате падения провода или возникновения электрического разряда необходимо:

— немедленно покинуть агрегат, но так, чтобы не было одновременного соприкосновения человека с машиной и землёй, т.е. спрыгнуть на землю на обе сомкнутые ноги, не держась за машину. Удаляться от машины до снятия напряжения можно только мелкими шагами, не отрывая ног одну от другой и от земли. Вызвать аварийную бригаду и до её прибытия не предпринимать никаких самостоятельных действий.

    При возникновении дугового замыкания на опоре ВЛЭП, при оборванном проводе, лежащем на земле, нельзя приближаться к опорам и проводам на расстояние менее 8м. Работу следует прекратить, сообщить о случившемся организации, эксплуатирующей данную линию и до приезда аварийной бригады ничего не предпринимать самостоятельно.

   Во всех аварийных ситуациях в зоне воздушной линии электропередачи до прибытия специальной бригады необходимо предпринять меры для предупреждения возможного приближения людей к аварийному участку.

  При невозможности организовать охрану необходимо оградить аварийный участок, вывесить опознавательные знаки.

Так в 2020 году по Витебской области было два несчастных случая из-за несоблюдения Правил охраны электрических сетей:

— в Шумилинском районе, водитель автомобиля марки МАN произвёл выгрузку щебня из полуприцепа. После чего начал движение с не опущенным кузовом полуприцепа по площадке для стоянки автотранспортной техники в сторону выезда, расположенного на расстоянии 10 метров от оси воздушной линии 10 кВ и задел нижний провод с последующим его обрывом. Оборванный провод остался лежать на поднятом кузове полуприцепа. Водитель, выйдя из автомобиля, увидел дымящееся левое колесо полуприцепа и решил отогнать автомобиль на безопасное расстояние. При приближении к кабине автомобиля, попал под напряжение прикосновения, но сумел забраться в автомобиль. В момент движения автомобиля произошло схлестывание двух проводов, вследствие которого произошло аварийное отключение ВЛ-10 кВ. Пострадавший после неудачной попытки отгона автомобиля самостоятельно вызвал сотрудников МЧС.

— в Оршанском районе, водитель автомобиля МАЗ филиала «СГЦ «Заднеднепровский» ОАО «Оршанский комбинат хлебопродуктов» застрял в зерновом поле. После буксировки данного автомобиля кормоуборочным комбайном на грунтовую дорогу, автомобиль и комбайн, высота которого более 4,5 м, остановились в охранной зоне ВЛ-10 кВ, проходящей вдоль дороги, при этом силосопровод оказался в непосредственной близости от крайнего провода ВЛ-10 кВ. При снятии металлического буксировочного троса водитель автомобиля попал под напряжение, потерял сознание и был госпитализирован в учреждение здравоохранения. Согласно медицинскому заключению, пострадавший получил ожог волновой дугой обеих кистей и передней брюшной стенки.

        Помните! Напряжение воздушных ЛЭП, проходящих по пахотным землям, может составлять 10 000 В, 35 000 В и 110 000 В. В таком случае поражение электрическим током происходит без прикосновения человека или механизма к токоведущим проводам, а при приближении на недопустимое рас-стояние – менее 1 метра (для ЛЭП 10 и 35 кВ) и 1,5 метров (для ЛЭП 110 кВ).

 

Александр ВОРОНИН, начальник Бешенковичской РЭГИ

филиала Госэнергогазнадзора по Витебской области                                                                            

                                                                                     



Теги:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *