Внимание: общественное обсуждение! Нужен ли забор вокруг еврейского кладбища в Бешенковичах?

Актуально Важное Новости района Общество

  О существовании в Бешенковичах старинного еврейского кладбища знают многие. Оно находится в лесном массиве вблизи райветстанции и занимает площадь более 4 гектаров. В 2015 году силами волонтёров началось восстановление этого уникального с точки зрения историков, культурологов, филологов места. За 4 года здесь удалось поднять и установить более тысячи надмогильных камней-мацев. Благодаря стараниям неравнодушных к истории бешенковичской еврейской общины людям, территория погоста была благоустроена, а захоронения переписаны и нанесены на карту… Однако пока у кладбища нет ограды. Нужна ли она здесь и, если да, то какой должна быть? А как считаете вы?..

С чего всё началось?
   Первая экспедиция волонтёров на еврейском кладбище в Бешенковичах появилась летом 2015 года. Её инициатором выступила врач-онколог из Санкт-Петербурга Анна Климович. Женщина приехала сюда, чтобы отыскать могилы предков, а потом загорелась идеей восстановить всё кладбище.
  — Здесь родилась моя бабушка, жили мои предки, — рассказала редакции Анна Владимировна. — Когда в 1922 году Бешенковичи охватил пожар, в горящем доме погибли 6 членов моей семьи. Случилось так, что в посёлок, где мои корни, я впервые попала в 2014 году. Мы приехали вместе с сыном Александром (волонтёры его называют Жан). О заброшенном еврейском кладбище уже знали, пошли туда и увидели заросли крапивы, кустарника, мусор, валежник и огромное количество камней, которые стояли и лежали на могилах. Тогда сын твёрдо сказал: «Мама, мы должны это кладбище восстановить!». И мне нечего было ему возразить. Я взяла на себя все организационные вопросы, а Александр — руководство работами. Такой получился «семейный подряд».
   Энтузиазмом Анны и Александра вдохновились сотни волонтёров из России, Украины, Израиля, Германии. Самая первая экспедиция, вспоминала Анна Климович, была экспериментальной, поскольку никто из участников прежде ничем подобным не занимался. Все вместе поднимали упавшие камни и благоустраивали территорию кладбища. К работам тогда активно подключились местные жители, предприятия и организации района. Затем была ещё одна экспедиция, и ещё одна… Всего с 2015 по 2019 годы было организовано 11 экспедиций. Постепенно они приобретали историко-культурный характер. Стало ясно, что у волонтёров есть возможность восстановить не только могильные памятники, но и память о евреях, некогда живших в Бешенковичах. Благодаря Анне Климович в нашем посёлке не раз проводились Юдовинские чтения (белорусско-еврейский график, художник и этнограф Соломон Юдовин родился в Бешенковичах), появилась традиция вспоминать день расстрела евреев на Стрелке 11 февраля, сейчас рассматривается вопрос о создании еврейского музея в именуемом жителями горпосёлка «красном» доме на улице Мичурина.

Историко-культурная ценность неоспорима
  Сегодня факт того, что бешенковичское еврейское кладбище представляет ценность как часть культурного и материального наследия региона, отражает одну из значимых страниц истории восточноевропейского еврейства, ни у кого не вызывает сомнений. На это указывают и результаты изучения кладбища исследовательской группой Центра славяно-иудаики Института славяноведения Российской академии наук. Работы проводились в августе 2016 года в рамках научной экспедиции Международного центра «Сэфер». Тогда российские исследователи насчитали здесь около 1200 надгробных плит-камней. Расшифровка нанесённых на них надписей позволила датировать памятники последней третью XVIII-го — второй половиной XX века. Дата самого раннего памятника — 1772 год, самого позднего — 1968-й. А учитывая, что старая (восточная) часть кладбища подверглась сильным разрушениям, учёные предположили, что значительная часть надгробий не сохранилась. «Таким образом, основание кладбища, вероятно, следует относить к более раннему периоду и связывать с формированием еврейской общины в Бешенковичах в XVII веке», — отмечается в письме Института славяноведения РАН, отправленном ранее в адрес районного исполнительного комитета. А это говорит о том, что бешенковичское кладбище является одним из старейших еврейских кладбищ в Восточной Европе.
    Превратить место захоронения в мемориал еврейского культурного наследия, завершить на нём благоустройство и впоследствии показывать туристам — к этому стремятся и волонтёры, и районная власть.
— Безусловно, памятные места, произведения искусства, достижения отдельных личностей, религиозные познания — всё это можно причислить к культурному наследию, которое является той самой незримой нитью, что связывает нас с предыдущими поколениями, — считает председатель районного исполнительного комитета Г. В. Унукович. — Каждый человек вправе самостоятельно формировать взгляды на мир, общество, природу и так далее, но это не значит, что опыт прошлых поколений следует вычеркнуть из памяти. Старинное еврейское кладбище в горпосёлке — особое место. Оно проливает свет на богатейшую и интереснейшую историю еврейской общины Бешенкович и до сих пор сохраняет её удивительную культуру, а потому заслуживает нашего пристального внимания, уважения и бережного отношения. Большое значение кладбище имеет и в плане развития туристической отрасли нашего района. Ведь такие объекты историко-культурного наследия с каждым годом всё больше и больше привлекают туристов.
    О важности сохранения еврейского кладбища высказывается и бешенковичский краевед С. П. Леоненко.
— Мне посчастливилось принимать самое активное участие в экспедициях по наведению порядка на кладбище, — говорит Станислав Петрович. — Отрадно, что на призыв Анны Климович откликнулось столько людей, которым не безразлична участь этого старинного места захоронения. Здесь была проделана огромная работа по благоустройству, но на этом ни в коем случае нельзя останавливаться. Хорошо было бы закрепить территорию кладбища, например, за коммунальной службой, чтобы периодически её обкашивать, освобождать от зарослей кустарника… А для этого захоронению надо придать официальный статус.
    Редакция выяснила, что в настоящее время райисполком продолжает заниматься вопросами, связанными с выводом земельного участка, где расположены захоронения, из лесного фонда. Дело в том, что сейчас территория кладбища представляет собой защитный лес, растущий вокруг населённого пункта, где любые вырубки деревьев запрещены. А без них, как известно, работы по наведению порядка в полном объёме не проведёшь. По словам директора Бешенковичского лесхоза Н. В. Серебро, лесхоз не против вывода данного участка из лесфонда. Планируется, что после проведения всех предусмотренных законодательством процедур территория кладбища перейдёт в ведение Верхнекривинского сельисполкома. Тогда можно будет вновь возобновить благоустройство места захоронения, в том числе решать вопрос с его ограждением. И вот здесь, возвращаясь к тому, о чём шла речь в начале материала, будет важно мнение самих жителей Бешенкович.

Решение нужно принять до весны
   В начале этого года в районный исполнительный комитет обратились представители международного фонда, который называется «Благотворительный фонд ESJF European Cemeteries Initiative», с предложением огородить кладбище бетонным забором. Принимать такое решение районная власть не торопится, считает затею с бетонным забором странной и Анна Климович.
   — К счастью, вскоре после первого визита представителей фонда я приезжала в Бешенковичи и познакомилась с председателем райисполкома Галиной Владимировной Унукович. Мы обсудили этот вопрос и сошлись на том, что необходимость сооружения ограды в лесопарковой зоне — вопрос спорный, — говорит Анна Владимировна. — Конструкцию из бетонных блоков сложно установить, да и смотреться она будет нелепо. В июне представители фонда вновь появились в Бешенковичах. Я благодарна Галине Владимировне за то, что существенную часть обсуждения вопроса с ними на этот раз она доверила мне.
  — Анна Владимировна, а что известно об этом фонде?
  — Насколько я знаю, правительство Германии, сознавая ответственность государства за последствия нацистских преступлений, регулярно жертвует средства на восстановление еврейских кладбищ на территории Восточной Европы. ESJF декларирует себя как фонд, занимающийся сохранением и реставрацией захоронений. Много лет подряд они сооружают ограждения вокруг еврейских кладбищ, стараясь именно таким образом изолировать их от вандалов. Да, о деятельности фонда мы знаем давно, но идея с бетонным забором показалась нам не подходящей для Бешенкович.
  — Но вдруг кто-то на самом деле разобьёт памятники? Неужели не страшно?
   — Конечно, страшно! Скажу честно: после нескольких месяцев отсутствия в Бешенковичах я первым делом еду на кладбище, и, пока иду от машины к камням, сердце колотится, как сумасшедшее. Мои друзья знают об этом беспокойстве и по возможности присылают мне фотографии — это немного успокаивает. Вообще же с момента начала работ на кладбище, я ни разу не видела следов какого-либо вандализма. Более того, если во время расчистки мы вынесли оттуда горы битого стекла и прочего мусора, то сейчас их почти нет — бывает совсем немного вдоль тропинки. И мне хочется верить, что так будет и впредь. Но это не значит, что вопрос сохранения кладбища я готова пустить на самотёк, просто мне кажется, что глухой забор — это не решение проблемы. Во время наших экспедиций я видела, как люди подходят, интересуются, как они приводят своих знакомых показать кладбище. Зачем скрывать ото всех место, ставшее за эти годы достопримечательностью Бешенкович? Оно появилось на всех туристских схемах, посмотреть на кладбище заезжают и те, кто путешествует по Витебщине… Конечно же, нам очень хочется, чтобы фонд помог с сохранением кладбища. Но мы считаем, что вопрос о том, как будет выглядеть лесной массив, где расположены захоронения, должен обсуждаться с людьми, которые живут рядом, которые привыкли здесь гулять. Именно поэтому я уговорила Филиппа Кармеля, менеджера фонда, отложить решение вопроса до будущего года. Так что до весны нам нужно узнать мнение жителей Бешенкович (а также мнение тех, чьи предки похоронены на этом кладбище) о том, нужен ли нам всем забор вокруг старинного еврейского погоста…
* * *
   Предложения и замечания по поводу ограждения бешенковичского еврейского кладбища будут приниматься:
 в районном исполнительном ­комитете: телефон — 6-42-45, е-mail — beshrik@vitebsk.by;
 в редакции: телефон — 6-53-39, е-mail — zarabesh@yandex.ru.
Звоните, пишите! Мнение каждого жителя Бешенковичского района важно.
Светлана ВОРОШКО.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *