Окунёмся в историю здравоохранения Бочейковщины

К 575-летию Бешенкович

Первое упоминание о лечении больных в Бочейково мы находим в «Хронике одного поместья. Бочейково» В. П. Цехановецкого. В приложении к арендному календарю за 1737 год указано, что в Бочейково на Перевозной улице был госпиталь. В описи есть отметка, что врач «Лейба Гуля за лечение больных крестьян освобождён от всяких повинностей». Медицинское обслуживание в те времена развито было слабо.

С 1811 года в Бочейково начал работать лазарет, который управлялся доктором, а с 1897 года — приёмный покой на 5 коек, где оказывалась первая помощь больным. В 1906 году в Бочейково уже имелась и лечебница.

Из «Памятной книжки Витебской губернии» за 1910 год мы узнаём, что Бочейково относилось ко второму сельско-врачебному участку. Здесь на фельдшерском пункте с 1 января 1909 года работал фельдшером Евмен Петрович Петров. С 1912 года, кроме Е. П. Петрова, услуги населению также оказывали вольнопрактикующий фельдшер Иосиф Михайлович Семканов и повивальная бабка Пелагея Александровна Семканова (видимо, жена). Кстати, женщина, желающая получить звание повивальной бабки, должна была быть честной и уважаемой в обществе, не моложе 20 и не старше 45 лет.

После революции 1917 года время было очень сложное: гражданская война, интервенции, голод, разруха, массовые эпидемии и болезни. Здравоохранение находилось в зачаточном состоянии, врачей не хватало. Надо было всё начинать заново. Поэтому 14 октября 1921 года состоялось совещание врачей и лекарских помощников Лепельского уезда. Магаршак, заведующий уездным здравоохранением, высказал мнение, что больницу гораздо важнее открыть в Бочейково, центральном месте уезда, чем в Кубличах, где местное население и волисполком относились безразлично к существующей у них лечебнице. Бочейково же имеет большую населённую округу.

Вопрос поставили на голосование, и большинством голосов было решено открыть больницу в Бочейково, а в Кубличах оставить врачебно-амбулаторный пункт. Финансирование деятельности больницы предполагалось осуществлять за счёт бюджетных средств и средств совхоза «Бочейково», дела которого были в плачевном состоянии.

С 13 февраля 1922 года врачебно-амбулаторным пунктом в Бочейково управлял 28-летний врач Соломон Рувешович Дихтяр, но с июня 1922 года здесь остался только один лекарский помощник (фельдшер) Павел Данилович Николаев. Текучесть кадров была огромная, потому что врачам не всегда оплачивали квартиру, да и зарплата в сельской местности была ниже, чем в губернском центре.

В 1928 году в Бочейково стала работать больница, при ней имелось приусадебное хозяйство. В те годы не хватало продуктов, топлива, одеял, ваты. В 1938 году построили новое здание больницы на 12 коек. В апреле была предпринята проверка состояния сельских врачебных участков в районном разрезе в связи с выполнением постановления Совнаркома СССР от 26.04.1937 г. «Об укреплении сельских врачебных участков» по Витебской области, в том числе и Бочейковской больницы. Выяснилось, что «врача в больнице нет, население окружающих деревень обслуживается фельдшерами и акушерками. В самом здании нет помещений для прачечной, ванны, изолятора и инфекционной. Больница плохо оборудована. В ней нет автоклава, биксов. Есть только стерилизатор и примус…» Отсутствовали здесь также медикаменты и перевязочный материал. Зубной врачебный кабинет не имел собственного стерилизатора. Зато при больнице была квартира для врачей. Из транспорта — одна лошадь, которая служила для хозяйственного обслуживания больницы.

Под нажимом уполномоченного по проверке Закса медикаменты и перевязочный материал были привезены из райцентра.

Значительную роль в решении кадровой проблемы в Беларуси сыграло открытие в Витебске в 1934 году больницы-медвуза, которую в 1938 году переименовали в Витебский медицинский институт. После Великой Отечественной войны проблем с кадрами в Бочейковской больнице не имелось.

Алла ОРЛОВА, краевед.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *